Кладовщикова Ирина Сергеевна рекомендует
Звуки, буквы – это интересно!
Синонимом фонематического слуха является термин «фонематические процессы».
К данному понятию относятся четыре процесса - фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления. Последние три процесса можно обозначить как звукобуквенный анализ и синтез.
Задача детского сада научить ребёнка звуковому анализу, но мы рекомендуем не отделять его от буквенного. Поскольку они тесно взаимосвязаны. Как показывает наш опыт работы в данном направлении, дошкольники проявляют огромный интерес к буквам. Кроме того, в процессе знакомства с буквами можно решать важные задачи, направленные на развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, а также осуществлять профилактику оптической дисграфии (нарушения письма)
Звукобуквенный анализ (ЗБА) – это процесс, состоящий из 2-х операций:
А) Определение последовательности и количества звуков в слове, анализ каждой фонемы (например[c] согласный, твёрдый, глухой, свистящий.)
Б) Соотнесение каждой фонемы с графемой (буквой).
Существуют следующие этапы становления ЗБА:
1) Дифференциация неречевых звуков в развитии слухового внимания. Игра «Что звучит? (режем и рвём бумагу, переливаем воду и т.д.)
2) Дифференциация речевых и неречевых звуков. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым (З – звук комара, Ш – змея шипит и т.д).
3) Звукоподражание: изолированное произношение. Детям можно предложить следующие задания: произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
4) Умение слышать звук в слове (первый звук - начинаем с гласных Ааазбука, Ооослик, Ууутка.., последний звук начинаем с согласных – коТ, соК…)
« Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши или топнуть на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение слогов или слов в заданной последовательности
5) Умение определять наличие звука в слове. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек или заданным движений (прыжков, хлопков, притопов…)отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.
« Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком
6) Умение подбирать слова, начинающие с заданного звука. Игра «Снежный ком « - придумываем слова на заданный звук ( У – улитка, умница, умывальник, утюг, удод, урюк, улица…)
Предлагаем детям «Поселить жильцов в домик», «Рассадить пассажиров в вагоны», «Собрать урожай в корзинки» и т.д. - отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;
7) Умение выделить первый звук в слове и соотнесение с буквой.
8) Умение выделять первый и последний звук в слове.
9) Умение устанавливать место звука в слове. «Веселый поезд» - помести слово в нужный вагон: в первый, если звук в начале, во второй, если в середине, в последний, если в конце слова.
10) Умение определять количество звуков в слове.
11) Определение количества и последовательности звуков в слове.
12) ЗБА и синтез слов (т.е чтение).
13) Подбор слов по заданному количеству букв.
14) Умение подбирать похожие по буквенному составу слова и делать сравнительный анализ.
15) Составлять слова из данных букв. Пример: Н С О (нос, сон).
При формировании навыка ЗБА важно соблюдать эти этапы, не «перескакивать» их, учитывать на каком из них находится воспитанник (индивидуальный образовательный маршрут), и тогда успех гарантирован
Рекомендую также игры:
· « Звуковая дорожка», назови звуки по - порядку;
· Покажи цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,
· « Звуковое домино» - выкладываем картинки по последнему звуку: доМ – МалинА – АисТ…;
· «Цепочка»; называть слово на конечный звук предыдущего;
· « Собери из звуков слово», синтез слов последовательный и вперемежку;
· «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).
· «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; назвать игрушки на звук Ш; вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и т. п.
· «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.
· Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в названии цвета, например, кошка – красный.
· Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, Варежки, Овощи, Лопата: вол.
· «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.
ТРИЗ в развитии фонематических процессов
Обучение с увлечением
ПОМНИТЕ: Правильное развитие фонематического слуха лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения и ЗА ЭТО МЫ В ОТВЕТЕ!
УДАЧИ!