Звуки, буквы - это интересно!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

 

Звуки, буквы - это интересно!

 

 

Кладовщикова Ирина Сергеевна рекомендует

Звуки, буквы – это интересно!

 

Синонимом фонематического слуха является термин «фонематические процессы».

К данному понятию относятся четыре процесса - фонематическое восприятие, фонематический    анализ и синтез, фонематические представления. Последние три процесса можно обозначить как звукобуквенный анализ  и синтез.

Задача детского сада научить ребёнка звуковому анализу, но мы рекомендуем не отделять его от буквенного. Поскольку они тесно взаимосвязаны.  Как показывает наш опыт работы в данном направлении, дошкольники проявляют огромный интерес к буквам. Кроме того, в процессе знакомства с буквами можно решать важные задачи, направленные на развитие зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики, а также осуществлять профилактику оптической дисграфии (нарушения письма)

Звукобуквенный анализ (ЗБА)  – это процесс, состоящий из 2-х операций:

А) Определение последовательности и количества звуков в слове, анализ каждой фонемы (например[c] согласный, твёрдый, глухой, свистящий.)

Б) Соотнесение каждой фонемы с графемой (буквой).

 Существуют следующие этапы становления ЗБА:

1) Дифференциация неречевых звуков в развитии слухового внимания. Игра «Что звучит? (режем и рвём бумагу, переливаем воду и т.д.)

2) Дифференциация речевых и неречевых звуков. «На что похож звук?» – сравнение речевого звука с неречевым (З – звук комара, Ш –  змея шипит и т.д).

3) Звукоподражание: изолированное произношение. Детям можно предложить следующие задания:  произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;

4) Умение слышать звук в слове (первый звук - начинаем с гласных Ааазбука, Ооослик, Ууутка.., последний звук начинаем с согласных – коТ, соК…)

 « Будь внимателен!» – хлопнуть в ладоши или топнуть на заданный звук, слог, слово; а так же воспроизведение  слогов или слов в заданной последовательности

5) Умение определять наличие звука в слове. «Правильно – неправильно» - с помощью 2 сигнальных карточек или заданным движений (прыжков, хлопков, притопов…)отмечается правильное или неправильное произношение слова. Например, банан – панам – банам – ваван – баван – банан.

« Четвертый – лишний» - из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок называет то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот –ком

6) Умение подбирать слова, начинающие с заданного звука.  Игра «Снежный ком « - придумываем слова на заданный звук ( У – улитка, умница, умывальник, утюг, удод, урюк, улица…)

Предлагаем детям «Поселить жильцов в домик», «Рассадить пассажиров в вагоны», «Собрать урожай в корзинки» и т.д. - отобрать картинки, в названии которых имеется соответствующий звук;

7) Умение выделить первый звук в слове и соотнесение с буквой.

 8) Умение выделять  первый и последний звук в слове.

 9) Умение устанавливать место звука в слове. «Веселый поезд» -  помести слово в нужный вагон: в первый, если звук в начале, во второй, если в середине, в последний, если в конце слова.

10) Умение определять количество звуков в слове.

11) Определение количества и последовательности звуков в слове.

12) ЗБА и синтез слов (т.е чтение).

13) Подбор слов по заданному количеству букв.

14) Умение подбирать похожие по буквенному составу слова и делать сравнительный анализ.

15) Составлять слова из данных букв. Пример: Н С О (нос, сон).

При формировании навыка ЗБА важно соблюдать эти этапы, не «перескакивать» их, учитывать на каком из них находится воспитанник (индивидуальный образовательный маршрут), и тогда успех гарантирован

Рекомендую также игры:

·              « Звуковая дорожка», назови звуки по - порядку;

·              Покажи цифрой, сколько в слове гласных (согласных) звуков,

·              « Звуковое домино» - выкладываем картинки по последнему звуку: доМ – МалинА – АисТ…;

·              «Цепочка»; называть слово на конечный звук предыдущего;

·              « Собери из звуков слово», синтез слов последовательный и вперемежку;

·              «Перепутанные слоги», ри – ку – ца( курица).

·               «Подумай, не торопись» – подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; назвать игрушки на звук Ш; вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр и т. п.

·              «Брейн ринг» – 2 группы детей по очереди придумывают слова на заданный звук.

·              Строим мостик, радугу или гусеницу – первый звук в слове должен совпадать с первым звуком в  названии цвета, например, кошка – красный.

·              Угадывание слова по первым звукам в названии картинок, например, Варежки, Овощи, Лопата: вол.

·              «Веселый шифровальщик» - буквы шифруются определенными цифрами, а затем из цифр складывают слова.

ТРИЗ в развитии фонематических процессов

Обучение с увлечением

ПОМНИТЕ: Правильное развитие фонематического слуха  лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения и ЗА ЭТО МЫ В ОТВЕТЕ!

УДАЧИ!

Дата последнего обновления страницы 07.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»