Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты. Ежедневные артикуляционные упражнения активизируют моторику языка и губ, способствуют вызыванию звукоподражания. Артикуляционную гимнастику проводят перед завтраком, прогулкой или после сна, и также при чтении детской художественной литературы. Даже дети 2-х лет, слушая сказки, с удовольствием выполняют упражнения.
«Карлсон, который живет на крыше»
(постановка звука [р])
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он веселый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.
Он сломался — не заводится.
«Смазывают» моторчик мёдом.
Поглаживание язычка губами.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
«Буратино»
(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Надувают щеки.
Постучал топором, пожужжал пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой.
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
Стало ему скучно. Начал он бегать.
Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «Заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.
Крыса сердится.
Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнения «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Произносят: др-р-р-р.
«Муха-цокотуха»
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла,
Дети выполняют упражнение «Лошадка».
Муха денежку нашла.
Выполняют упражнение «Грибок».
Пошла Муха на базар
Выполняют упражнение «Лошадка».
И купила самовар.
Надувают щеки.
«Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу».
Произносят: с-с-с, выполняют упражнение «Чашечка».
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
Произносят: ша-ша-ша, шо-шо шо, шу-шу-шу, ши-ши-ши.
Приходила к Мухе бабушка-пчела,
Выполняют упражнение «Лошадка».
Мухе-цокотухе меду принесла.
Выполняют упражнение «Чашечка».
Бабочка-красавица, кушайте варенье,
Или вам не нравится наше угощенье?
Выполняют упражнение «Вкусное варенье».
Вдруг какой-то старичок- паучок
Надувают щеки.
Нашу Муху в уголок поволок.
Выполняют упражнение «Часики».
Хочет бедную убить,
Покусывают кончик языка.
Цокотуху погубить.
Выполняют упражнение «Грибок».
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
Произносят: з-з-з.
«Где убийца? Где злодей? Не боюсь его когтей!»
Произносят: ц-ц-ц.
Подлетает к пауку,
Шпагу вынимает
И ему на всем скаку голову срубает.
Произносят: з-з-з.
Муху за руку берёт
Произносят: ш-ш-ш.
И к окошечку ведет.
Прижимают широкий язык к верхним зубам.
Я злодея погубил,
Я тебя освободил.
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться».
Произносят: з-з-з.
Сказка о Весёлом Язычке
Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).
(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)
Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенькам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)
Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел: «Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла...»
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)
Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Травки поела —
И снова за дело.
(После каждой строчки дети «цокают».)
Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!
Литература:
1. Буйко В.И., Репина З.А. «Уроки логопедии», Екатеринбург, 1999г.
2. Найденко Н.Е. «Использование сказочных сюжетов в артикуляционной гимнастике», журнал «Логопед№5-2012
3. Школьник Ю.К. Логопедия, изд. «Эксмо», 2006г.