Составитель картотеки –
учитель-логопед Кладовщикова Ирина Сергеевна
«ЧТО ЕСТЬ У МЕНЯ»
Цель: координация речи с движениями, уточнение названий частей тела.
Проговаривание стихотворения сопровождается чётким указанием на упоминаемую часть тела, развитие памяти.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бёдра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щёки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
«МАМОЧКА»
Самомассаж подушечек пальцев - делаем нажимы, растирания.
Мама, мамочка моя -1
Как же я люблю тебя – 2
Буду я бельё стирать – 3
Мыть посуду, вытирать -4
Подметать и мыть полы – 5
Смена рук.
Вовсе не для похвалы! -5
Уберу свои игрушки – 4
Сам помою руки, ушки -3
И, чтоб радовалась ты – 2
Подарю тебе цветы -1
«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Цель: развитие мелкой моторики.
Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)
Защитят свою страну: (руки соединить перед собой)
(Загибаем по одному пальцу сначала на правой руке, потом на левой, начиная с мизинца)
Пограничник (5), вертолётчик (4),
Врач военный (3) и танкист(2)
Смена рук.
А ещё десантник (5), лётчик (4),
Снайпер(3) и артиллерист(2).
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения
Ветер листики считал: ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на
Вот кленовый, обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки - золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)
Ветер бросил на тропинку.
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке (Прыжки на одной ноге по кругу.)
Скачет дождик по дорожке.
В лужице – смотри, смотри! – (Дети стоят лицом в круг;
Он пускает пузыри. ритмичные приседания.)
Стали мокрыми цветы. (Руки верх потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей (Встали, руки вдоль тела, потряхивания
Сушит пёрышки скорей. кистями.)
«КАПУСТА»
Координация речи с движением,
работа над темпом и ритмом речи
Логопед. Отгадайте загадку:
Она растет у вас на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладоней по столу.)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (Хватательные движения обеими рука-
ми.)
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой.)
И набили плотно в кадку. (Удары обеими руками по столу.)
Все теперь у нас в порядке. (Отряхивают руки.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети разламывают воображаемый апельсин
на дольки.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька для ежа. (Загибают большой палец левой руки.)
Эта долька для стрижа. (Загибают указательный палец.)
Эта долька для утят. (Загибают средний палец.)
Эта долька для котят. (Загибают безымянный палец.)
Эта долька для бобра. (Загибают мизинец.)
А для волка — кожура. ( Бросательное движение правой рукой.)
Он сердит на нас (Сжимают кулаки и прижимают их к груди.)
Беда!!!
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
«САДОВНИК»
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя
речи, введение в словарь глаголов: «сажать», «белить», «чинить».
Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и
сажают в нее куст.)
Яблони белили мы (Движение правой рукой вверх – вниз)
Известью, белилами.
Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.)
Завели мы разговор: (Стоят лицом в круг, в центр ВЫХОДИТ
один ребенок.)
- Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
-Дам в награду (На каждое название фруктов загибают по одному
пальцу на правой руке.)
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам!
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
В туесочке пять грибов. (Переплели пальцы обеих рук — туе-
сочек, большие пальцы — ручка; по-
казали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный —
Гриб опасный.
А второй — лисичка, (На каждое двустишие дети разгибают
по одному пальчику, начиная с ми-
зинца, на одной или обеих руках.)
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному пальчику на обеих
Эта птичка – воробей, руках.)
Эта птичка – совушка,
сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель.
Эта птичка - злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
«ЗА ГРИБАМИ»
Координация речи с движениями; развитие творческого
воображения, подражательности; закрепление в речи глаголов:
«искать», « срывать», « собирать».
Все зверушки на опушке (Дети идут в хороводе.)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (Скачут вприсядку, срывают воображаемые
Рыжики срывали. грибы.)
Лисичка бежала, (Бегут, собирают воображаемые грибы.)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (Скачут стоя, <срывают> грибы.)
Искали опятки.
Медведь проходил, (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.)
Мухомор раздавил.
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом
Есть нора надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках:
по одному пальцу на каждое дву - стишие.)
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
«БОТИНКИ»
Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики «шагают по столу.)
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному пальчику, начиная
По зеленым берегам, с большого.)
Вниз по лестнице сбегали.
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)
«МЕДВЕДЬ»
Координация речи с движением, развитие ловкости,
развитие речевого дыхания
Как на горке — снег, снег, (дети стоят кружком, в центре которого «спит
медведь»; руки постепенно поднимаются вверх —
вдох.)
И под горкой — снег, снег, (Приседают, опускают руки — выдох.)
И на елке — снег, снег, (Опять встают и поднимают руки — вдох.)
И под елкой — снег, снег. (Приседают, опускают руки — выдох.)
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь. (На цыпочках бегут по кругу. На последних
словах «медведь» просыпается и бросается
ловить детей.)
«ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Координация речи с движением, развитие творческого
воображения, работа над общими речевыми навыками
Мы бежим с тобой на лыжах, (Дети изображают ходьбу на лыжах.)
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, (Изображают бег на коньках.)
Но упали мы. Ах! («Падают».)
А потом снежки лепили, (Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
А потом снежки катили, (Катят воображаемый комок.)
А потом без сил упали («Падают».)
и домой мы побежали. (Бегут по кругу.)
«МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой руки
Маша кашей всех кормила. дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают по одному пальчику на
Жучке — в плошку, левой руке.)
А коту — в большую ложку.
в миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
«ПОДАРКИ»
Дед Мороз принес подарки: (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,
Кукол, мишек и машины, (На каждое произнесенное название подарка загибают
Попугая и пингвина, по одному пальчику сначала на правой, потом на
Шоколадок полмешка левой руке)
И пушистого щенка!
Гав! Гав (Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка,
согнуты средний и указательный пальчики –
«ушки».)
«НА ШОССЕ»
Координация слова с движением; развитие творческого воображения; автоматизация шипящих звуков в речи
По шоссе спешат машины. (Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый
руль.)
- Ш – ш – ш! – шуршат спокойно
шины.
И шипят со злом уже: (Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.)
- Не спеш – ш – ши на вираже.
Еж с мешком и посошком
По шоссе идет пешком (Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку
кладу за спину, в правой держат воображаемый посо-
шок, идут медленно по кругу.)
Над ежом кружится стриж: (Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями,
— Ты куда же, еж, спешишь? бегут по кругу.)
— Прямо в город, по шоссе (Опять идут, изображая ежика.)
Тороплюсь я, как и все.
— Будь, дружок, настороже, (Опять бегут в противоположную сторону,
изображая стрижа.)
Не спеши на вираже!
«ПОВАР»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу.)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большой палец на левой руке.)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают указательный палец.)
В печку кладет варенье.
Мешает суп кочерыжкой, (Загибают средний палец.)
Угли бьет поварешкой. (Загибают безымянный палец.)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец.)
и очень доволен он! (Разводят руками.)
«АКУЛА»
Приплывали две севрюги, (Двумя ладонями дети изображают,
как плывут севрюги.)
У них спины словно дуги. (Выгибают ладони тыльной стороной вверх.)
Налетали с двух сторон. (Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.)
Ты, акула, выйди вон. (Делают толчок ладонями от груди.)
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ»
- Где обедал, воробей? (Дети машут перекрещенными ладошками.)
— В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала
За решеткою у льва. на левой, затем на правой руке.)
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
Чуть меня не проглотил.
Пальчиковая гимнастика
ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять, (Удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с
мизинца, правая — с большого пальца.)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук.)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным
А куда ему спешить? пальчиками обеих рук по столу.)
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то
«По газону не ходить!» кулачками по столу.)
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют в ладоши.)
— Ох! (Один хлопок.)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу.)
ХОЗЯЙКА ОДНАЖДЫ С БАЗАРА ПРИШЛА
Координация речи с движением
Хозяйка однажды с базара пришла, («Шагают» пальчиками по столу»)
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку, (Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!. (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе — (Попеременные удары кулач-
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. ками и ладонями.)
Картошка? (Загибают пальчики на обеих
Капуста? руках)
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладо
И ножиком этим крошить начала ни по столу.)
Картошку, (Загибают пальчики.)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох! (Хлопок)
Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест – накрест на
Кипели, кипели в крутом кипятке столе.)
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох, (Загибают пальчики)
Петрушка и свекла.
Ох! (Хлоп)
И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп)
МЯЧИК МОЙ
Координация речи с движением
Друг веселый, мячик мой, (4 прыжка на носочках, руки на пояс.)
Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой рукой – как бы удары по мячу.)
Раз, два, три, четыре, пять. (5 прыжков на носочках, руки на поясе.)
Хорошо мячом играть. (Вновь по два взмаха – «удара».)
ЧАЙНИК
Развитие творческого воображения, общих речевых навыков
я — чайник, ворчун, хлопотун, (Дети стоят, изогнув одну
сумасброд, руку, как носик чайника,
я вам напоказ выставляю живот. другую держат на поясе; животик надут.)
я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают)
— Эй, люди, я с вами по чай пить (Делают призывныё движения правой рукой.)
хочу!
пальчиковая гимнастика
БУРЕНУШКА
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку — на донышке. (Дети показывают, как доят корову.)
Жду меня котятки,
Малые ребятки. (Делают «мордочки» из пальчиков.)
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем дает здоровье
Молоко коровье. (Снова «доят».)
САМОЛЕТ
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков
Руки в стороны — в полет (Дети бегут на носочках по кругу, рас-
Отправляем самолет. ставив руки в стороны.)
Правое крыло вперед, (Поворот через правое плечо.)
Левое крыло вперед, (Поворот через левое плечо.)
Полетел наш самолет. (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.)
ОСЕНЬ
Координация речи с движением.
Листья осенние тихо кружатся, (кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками по полу вправо-влево)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются, кружатся)
ДОЖДИК
Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи.
Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе)
Капля два. (прыжок)
Очень медленно сперва. ( 4 прыжка)
А потом, потом, потом (8 прыжков)
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, (Руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли. (Руки полукругом над головой)
НА ВОДОПОЙ
Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных
с суффиксами –ОНОК, -ЕНОК.
Жарким днём лесной тропой (дети спокойно идут по кругу друг за другом)
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисёнок, (Крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл медвежонок, (Идут вперевалку)
За мамой-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – лакают)
«ЕСТЬ У КАЖДОГО СВОЙ ДОМ»
У лисы в лесу глухом
Есть нора надежный дом.
Не страшны зимой метели (Дети загибают пальцы на обеих руках:
по одному пальцу на каждое двустишие.)
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет там лапу.
Есть у каждого свой дом, (Удары ладонями и кулачками поочередно.)
Всем тепло, уютно в нем.
ОХОТНИК
Развитие выразительности речи, подражательности, воображения.
У оленя дом большой. (изображают рога оленя над головой)
Он глядит в своё окно. (изображают окно)
Зайка по тропе бежит (пальчиками делаем зайчика)
И ушами шевелит.
- Тук! Тук! Тук! (стучим)
Дверь открой!
Там идёт охотник злой! (изображают охотника)
Источники:
- Алябьева Е.А. Развивая пальчики - развиваем речь
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в детском саду.
- Рогозина В.С. Пальчиковые игры для малышей.
- Ткаченко Т.А. Пальчиковые игры и упражнения.