Блог "Билет в будущее"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида № 123 "АБВГДейка"

Блог "Билет в будущее"

 

 Древнегреческий философ Сенека сказал: «Если человек не знает к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Это выражение в полной мере можно отнести к процессу самоопределения детей. А помочь определить пристань, направить в нужном направлении, с учетом особенностей ребенка – это задача взрослых.

Профориентация дошкольников, названная ранней профориентацией, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

Профориентация  – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия,  дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности. Поэтому развитие познавательной активности ребенка выступает одной из важнейших задач современного дошкольного образования. Об этом свидетельствуют целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Поэтому неслучайно проблема развития любознательности, познавательного интереса у дошкольников является достаточно дискуссионной в современной научной литературе и образовательной практике.

С. Н. Чистякова, говоря о необходимости педагогической поддержки профессионального самоопределения человека, отметила, что в дошкольном возрасте необходимо формировать первичное представление о мире профессий и интерес к профессионально-трудовой деятельности.

В работах российских ученых Т. В. Ендовицкой, В. И. Логинова, Я. З. Неверович, Н. Г. Смирнова, О. И. Соловьевой разработаны принципы ознакомления детей раннего школьного и дошкольного возраста с профессиональной деятельностью взрослых, указаны пути освоения определенного познавательного материала, конкретизировано содержание работы по ознакомлению воспитанников с миром профессий.

Ребенок растет, развивается и «присваивает» себе роли врача, строителя, повара, продавца и т.д. Первыми «учителями» в данном вопросе являются, конечно, родители. Поэтому очень важно включение родителей в образовательный процесс по ранней профориентации дошкольников. В нашем ДОУ уже положено начало использования в качестве формы образовательной деятельности – детско-родительской гостиной, когда родители разных профессий (полицейский, директор магазина и т.д.) в спецодежде (форме)  приходили в сад, участвовали в занятии. В живом диалоге они рассказывали детям группы о своём труде, профессии, о том, какие атрибуты труда они используют, демонстрировали видео или презентацию с фотографиями места работы, а воспитанники и педагоги задавали им вопросы, которые их интересовали. Завершалась гостиная игрой и фото на память. Такие гостиные очень интересны детям, вызывают живой отклик, т.к. участвуют родители. Необходимо  расширить данный опыт, составить циклограммы организации гостиных по разным профессиям, в т.ч. по профессиям ДОУ, рабочим профессиям промышленных производств и т.д.

В современном российском обществе актуальность приобретает проблема профессионального самоопределения. Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно ориентироваться и сделать осознанный выбор в соответствии со своими способностями и возможностями. В тоже время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах образования, лесоперерабатывающей промышленности и т.д., так необходимых нашему городу. Существует огромная потребность в высокопрофессиональных, социально активных людях, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом. Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования.

Президент России Владимир Путин в своём обращении отметил: «Общество в целом должно влиять на те изменения, которые нужны для образовательной организации, чтобы она была, как сейчас модно говорить, конкурентоспособной по сравнению с другими образовательными системами и в других странах. Мы должны <…> сделать так, чтобы люди: а) учились, получали профессию там, где они родились, выросли и живут; и б) смогли бы в этой профессии себя потом реализовать именно в своих городах и поселках. Это не только возможно, но и очень нужно для пространственного развития страны с такой огромной территорией, как у нас».

По предложению президента страны с 2019 года был запущен проект ранней профориентации детей «Билет в будущее», который позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии, в ведущих компаниях страны. Тем самым, по мнению В.Путина, мы продолжим укреплять целостную систему творческих способностей и талантов наших детей».

Формирование личности профессионала, способной к самоопределению и саморазвитию, является одной из важнейших задач современного образования. А начинать реализовывать  задачи, поставленные перед нами, необходимо с самого первого уровня общего образования – дошкольного образования. Заложить основы раннего профессионального самоопределения должны мы – взрослые (педагоги и родители) наших несовершеннолетних воспитанников.

По мнению Н.С. Пряжникова психологическими факторами, которые составляют основу профессионального самоопределения, являются: осознание ценности общественно-полезного труда; общая ориентировка социально-экономической ситуации в стране; осознание необходимости общей и профессиональной подготовки; общая ориентировка в мире профессий; выделение дальней профессиональной цели и согласование её с другими важными жизненными целями.

Согласно «Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования», разработанной Центром профессионального образования ФГАУ «ФИРО»,  процесс профессионального самоопределения следует начинать уже в дошкольном возрасте, когда реб?нок знакомится с миром профессий, фантазирует и мечтает «Кем быть?».

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы развития таких личностных качеств, как любознательность, активность, самостоятельность, проявляется способность к социальной мотивации поведения, к осознанию ребенком ценности труда, которые являются базой любой профессии и залогом успешности в будущем. Под профессиональным самоопределением дошкольников понимают некий сознательный выбор ребенком интересующей его сферы деятельности на основе активного участия в сюжетно-ролевых играх. В основе понятия «профессиональное самоопределение» детей дошкольного возраста лежит безусловное понимание ими общественного значения труда вообще и профессионального труда в частности, которое достигается путем длительной и сложной работы и является, своего рода, предэтапом профессионального выбора. Раннее самоопределение проводится заблаговременно, когда до непосредственного выбора профессии остается еще много лет, преимущественно носит информационный характер. Следовательно, миссия детского сада: познакомить дошкольников с разнообразным миром профессий, показать ценность каждой профессии.

 

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения