Описание образовательной программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

 

Описание образовательной программы

 

 

Образовательная программа ДОУ

         Согласно     Федеральному       закону     «Об   образовании     в   Российской      Федерации» от   29  декабря   2012  г. №273-ФЗ    дошкольное     образование    является   уровнем    общего    образования    наряду    с начальным общим, основным общим и средним общим образованием.        Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

        Поэтому  миссия  дошкольного  образования    сохранение  уникальности  и  самоценности дошкольного      детства    как   отправной     точки    включения      и   дальнейшего      овладения разнообразными      формами    жизнедеятельности      в  быстро   изменяющемся      мире,   содействие развитию   различных    форм  активности  ребенка,  передача      общественных  норм      и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.

          Задача   приобщения    детей   к жизни    в современном     социальном    пространстве    требует обновления  не  только  содержания  дошкольного  образования,  но  и  способов  взаимодействия между  детьми  и  взрослыми,  формирования  базового доверия ребенка  к  миру, комфортного  и безопасного образа жизни.

        Для достижения наилучших результатов в работе с детьми с учетом социального заказа семьи и общества, материально-технической базы детского сада педагогический коллектив при активном участии родителей воспитанников разработал образовательную программу  дошкольного образования. Образовательная программа и современный     педагогический процесс направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования.

       Современные     достижения     цивилизации     открывают    новые   возможности     для  развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:

      – с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;

      – с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;

      – с появлением коммуникационных и сетевых технологий;

      – с расширением  инновационных  программ  профессиональной  подготовки  педагогов  и воспитателей,    обладающих      мастерством    коммуникативной       компетентности     и   искусством мотивирования поведения детей.

      В  то  же  время  рост   социальной  неопределенности,  нарастающая  скорость   социально- экономических     изменений,     расширяющиеся      границы    информационного       общества,    спектр информационно-коммуникационных            технологий    порождают      новую   социальную     ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:

         ярко    выраженная      дифференциация       социально-экономических        условий     жизни российских  граждан     ведет к нарастанию       различий  в траекториях развития детей из разных слоев, из разных    регионов, из городской и  сельской местности, несет угрозу утраты  единого образовательного пространства;

        рост   группы    детей,  характеризующихся       ускоренным     развитием,   при   увеличении количества детей с проблемными вариантами развития, детей, растущих в условиях социально- экономического, медико-биологического, экологического, педагогического и психологического риска,  приводит  к  нарастанию  различий  в  динамике  развития  детей,  в  степени  развития  их способностей, к мотивационным различиям;                                                          

      –игнорирование      возрастной     специфики     дошкольного      детства,   перенос      учебно-дисциплинарной      модели      в   практику    педагогической     работы   на   уровне    дошкольного образования      создает  увеличивающийся       разрыв   между   ступенями    дошкольного     и  общего образования;

         тенденция      к    «школяризации» дошкольного       образования,     к   форсированию интеллектуального  развития детей  в  форме  искусственной     акселерации  за   счет  вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной деятельностью приводит к снижению      общей     активности     детей      игровой,    познавательной,      исследовательской,  коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности              у детей предпосылок учебной деятельности,  а  следовательно,  к  снижению  их  мотивации  к  учению  на  следующих  уровнях образования;

     неблагоприятная  тенденция      к обеднению     и ограничению     общения  детей    с  другими детьми приводит к росту  явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому    уровню    коммуникативной      компетентности     детей,   низкой   мотивации    общения     и сотрудничества,      недостаточному       развитию     жизненных       навыков     взаимодействия       и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности.

      С   учетом    культурно-исторических       особенностей     современного     общества,  регионального компонента, особенностей вызовов неопределенности и сложности    изменяющегося      мира   и  обозначенных     выше    рисков   для полноценного  развития     и  безопасности  детей,  в   соответствии  с  Федеральным  законом   «Об образовании    в  Российской    Федерации»    и  Федеральным      государственным     образовательным стандартом  дошкольного  образования,  разработана  настоящая        образовательная     программа      дошкольного     образования.

      Программа является   документом,    с  учетом    которого   муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»  осуществляет образовательную     деятельность    на  уровне   дошкольного    образования.    По   своему  организационно-управленческому         статусу  Программа,  реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

       Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого    культурно-исторического        феномена     в   развитии    человечества,     на   историко- эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию  социализации ребенка, педагогическую  антропологию, педагогику  достоинства  и педагогику сотрудничества.

      Согласно    историко-эволюционному,       культурно-деятельностному       подходам    к  развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто                передаются напрямую от  взрослого   к  ребенку;  ребенок     сам  активно   приобретает    собственный     опыт,  творчески созидает   собственные    знания   и  смыслы,   строит    взаимодействия     в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

      Программа     направлена    на   создание   социальной     ситуации    развития   дошкольников, социальных  и  материальных  условий,  открывающих  возможности  позитивной  социализации ребенка,   формирования     у  него   доверия   к  миру,   к людям    и  к  себе,  его  личностного     и познавательного     развития,   развития   инициативы     и  творческих    способностей    посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

     Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями       и    ожиданиями       относительно      возрастных      норм     поведения     детей, соответствующими  исторически        сложившемуся  образу  детства;  интересами        самого  ребенка, характером и содержанием его активности.

      Формируемая     социальная    ситуация  развития    выступает    как  источник   социализации     и развития   личности    ребенка,   определяет    уклад   жизнедеятельности      дошкольника,     включая формы и содержание общения и совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.

      На   основе    Программы      на   разных    возрастных     этапах   развития    и   социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

      Мотивирующая  образовательная  среда  предоставляет  систему  условий  развития  детей, включая    пространственно-временные         (гибкость  и  трансформируемость      пространства     и его предметного     наполнения,    гибкость   планирования),     социальные     (формы    сотрудничества     и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая    педагогов,  детей,  родителей     (законных   представителей),    администрацию),     условия детской    активности     (доступность   и  разнообразие     видов   деятельности,    соответствующих возрастно-психологическим  особенностям дошкольников, задачам развития  каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

      Содержание      Программы     в   соответствии    с  требованиями      Стандарта    включает    три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

      Целевой   раздел    Программы     определяет    ее  цели   и  задачи,  принципы     и  подходы     к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.

      Содержательный раздел  Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.

      Программа     определяет   содержание     образовательных      областей   с  учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

      – игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

      – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

      – познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального   миров    в процессе    наблюдения     и  взаимодействия     с  ними),   а также   такими    видами активности ребенка, как:

      – восприятие художественной литературы и фольклора,

      – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

        конструирование      из  разного   материала,    включая    конструкторы,     модули,    бумагу,  природный и иной материал,

      – изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

        музыкальная     (восприятие   и  понимание     смысла   музыкальных      произведений,    пение,   музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

      – двигательная (овладение основными движениями), формы активности ребенка.

Содержательный       раздел   Программы      включает    описание    коррекционно-развивающей работы,  обеспечивающей       адаптацию  и    интеграцию    детей   с ограниченными      возможностями здоровья в общество.

Организационный        раздел    Программы       описывает      систему    условий     реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов    ее  освоения   в  виде   целевых    ориентиров,    а  также   особенности    организации образовательной деятельности, а именно описание:

      – психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,

   – особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,  

   – особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,

      – способов и направлений поддержки детской инициативы,

      – особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,

        особенностей     разработки   режима    дня   и  формирования      распорядка    дня  с  учетом возрастных  и  индивидуальных  особенностей детей, их  специальных  образовательных  потребностей.

            Система оценивания  качества  реализации программы  Организации  направлена  в  первую  очередь  на оценивание созданных Организацией условий внутри     образовательного  процесса.

     

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения