ФГОС ДО в практической деятельности педагога

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

 

ФГОС ДО в практической деятельности педагога

 

 

Юшманова Т.А., воспитатель

МБДОУ Детский сад № 123

ФГОС ДО в практической деятельности воспитателя.

Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В частности, одно из требований звучит следующим образом: «поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)»

Выполнить данное условие многим педагогам нелегко, т.к. очень сложно перестроиться с устоявшихся традиций  выполнять именно запланированную деятельность и всей группой одновременно на новый подход, предполагающий, что кто-то из детей не хочет заниматься тем, что предлагает воспитатель.  Однако,   есть педагоги, которые успешно решают эту  проблему.

В основу консультации положены материалы тьютеров базовых ДОО Краснодарского края, под ред. Илюхиной Ю.В., старшего преподавателя кафедры РРМВ ККИДППО.

Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

Шаг 1.  Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое:

Дети, раннего возраста

 

Дети дошкольного возраста

Цыплята

 Зайчата

Крошки

Богатыри и дюймовочки

 Рыцари и принцессы

Дочки и сыночки

Девчонки и мальчишки

Солнышки

Знайки и умейки

Юные друзья

Умники и умницы

Девчонки и мальчишки

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и дюймовочки

Рыцари и принцессы

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2.  Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»:

·        Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)? 

·        Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.

·        Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова:

- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!

 - Срочно требуется помощь!

- Открывается мастерская! и др.

·        Кто меня видит – топните ножкой,

·         Кто меня слышит – хлопни в ладошки!

·        Раз, два, три – все ко мне скорей беги!

·        Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!

·        Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?

·        Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!

·        Очень хочу с вами посекретничать…

·        Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?

·        Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент:

- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)!

- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

 

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты

- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать?

Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с ………? (назвать предмет)?

 

·        При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д.) со словами:

- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!

Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:

- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!

- На солнечной полянке сегодня праздник урожая…..

- На звездной полянке сегодня…

Памятка № 2«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

1.     Создать проблему

- Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

-  Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться реплики  «А мы такой не знаем»)

- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее …)

2. Подключить органы чувств

Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог:

- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос

 

Какая музыка нравится тебе?

 

О чем вы думаете, когда слышите эту музыку?


-
Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?

3. Провоцировать.

·        В зимний период года дети собираются на прогулку

- Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).

- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)

- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)

- Что вы предлагаете сделать?

4. Просить помощи.

·        Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)

- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.

- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?

- Как нам это сделать?

·        Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось)

- Что будем делать?

 

Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»

Шаг 1.  Ответьте для себя на следующие вопросы:

- Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?

- Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?

 - Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?

Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2

Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию

 

Шаг 2.  Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:

1.     «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»

2.     «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»

3.     «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»

4.     «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»

5.     «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»

6.     «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»

7.     «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»

ВАЖНО:

·        иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!

·        иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.

Памятка № 4 «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»

Шаг 1. Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое:

Дети, раннего возраста

 

Дети дошкольного возраста

Цыплята

 Зайчата

Крошки

Богатыри и дюймовочки

 Рыцари и принцессы

Дочки и сыночки

Девчонки и мальчишки

Солнышки

 

Знайки и умейки

Юные друзья

Умники и умницы

Девчонки и мальчишки

Почемучки

Дочки и сыночки

Богатыри и дюймовочки

Рыцари и принцессы

 

ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!

СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»

Шаг 2.  Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»:

- Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»

- Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений).

- А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в …(игре, ситуации, на прогулке)!

- Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь…(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно?

- А тебе не будет скучно одному?

- Как жаль, что ты не узнаешь...

- А ты не хотел бы помочь (указать кому)…

- А вдруг твой совет окажется самым  важным?…

- А как же мы без тебя справимся?

- А может быть, ты присоединишься к нам позже?

ВАЖНО: понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!

- Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?

В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос

Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь!

Хочешь узнать, что мы будем делать с … (назвать предмет)?

 

·        Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок

- Тогда ты мне можешь мне помочь. Собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?

СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.

Речевые «формулы» оценивания

Кому адресовано

Похвала

Порицание

Всем вместе

- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.) - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?

 - Какие молодцы! (Если 100% успех)

- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…

- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!

 - У вас хорошо получается!

 - Замечательно! Мне нравится ваша реакция…

- Мне понравилось, как вы справились с заданием.

 - Я вам благодарна за ваше настроение! - Сегодня мы с вами сделали очень много…

- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?

- Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?

 - Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?

- Ваш поступок привел меня в восхищение!

- Мне кажется, вы можете сделать лучше.

- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось)

-Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)

 - Я расстроилась из-за вашего поступка…

 - Как вы думаете, почему я расстроилась? - Я не ожидала такого вашего отношения ….

- Я рассчитывала на другой результат…

- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?

 - Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?

 - Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!

 - На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько») - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?

 - Как вы думаете, почему мы мало сделали?

- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось…

Мальчикам

- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?

 - Ты сегодня герой дня!

 - Как ты сегодня смело поступил!

- Ты сегодня был очень отзывчив!

- Ты сегодня совершил мужественный поступок!

 - Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!

- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)

- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!

 - Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!

 - Я тобой горжусь, ты сегодня ….

 - Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….

- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!

- Ты очень любознательный!

 - Ты настоящий капитан!

- Какой же ты сегодня джентльмен!

- В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?

- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)

- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?

- Я огорчена, ведь я знаю, что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).

 - Мне кажется, твой поступок не очень красив…

- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься)

Девочкам

- Какая ты у меня умничка!

- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!

- Твой рассказ меня тронул…

- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)

 - Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!

- Как хорошо, что ты помогла своей подруге!

- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…

- Какая ты сегодня эмоциональная!

- Ты сама это сделала?

- Ты умница, ты сделала здорово! - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!

- Твоя скромность очень украшает тебя!

- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….

- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…

 - Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?

- Ты у меня самая лучшая помощница!

- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?

- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?

- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь?

 

Дата последнего обновления страницы 15.01.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения