Юшманова Т.А., воспитатель
МБДОУ Детский сад № 123
ФГОС ДО в практической деятельности воспитателя.
Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В частности, одно из требований звучит следующим образом: «поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)»
Выполнить данное условие многим педагогам нелегко, т.к. очень сложно перестроиться с устоявшихся традиций выполнять именно запланированную деятельность и всей группой одновременно на новый подход, предполагающий, что кто-то из детей не хочет заниматься тем, что предлагает воспитатель. Однако, есть педагоги, которые успешно решают эту проблему.
В основу консультации положены материалы тьютеров базовых ДОО Краснодарского края, под ред. Илюхиной Ю.В., старшего преподавателя кафедры РРМВ ККИДППО.
Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»
Шаг 1. Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое:
Дети, раннего возраста
|
Дети дошкольного возраста |
Цыплята
Зайчата
Крошки
Богатыри и дюймовочки
Рыцари и принцессы
Дочки и сыночки
Девчонки и мальчишки
Солнышки |
Знайки и умейки
Юные друзья
Умники и умницы
Девчонки и мальчишки
Почемучки
Дочки и сыночки
Богатыри и дюймовочки
Рыцари и принцессы |
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»
Шаг 2. Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»:
· Кто сегодня хочет стать волшебником (мореплавателем, космонавтом, исследователем и т.д.)?
· Мы сейчас будем с Машей (или другим ребенком) играть, рисовать, читать и приглашаем всех желающих присоединиться к нам.
· Педагог в импровизированный мегафон (свернутый в «трубочку» лист бумаги, сложенные руки и т.д.) произносит призывные слова:
- Внимание! Внимание! Срочно отправляемся на прогулку!
- Срочно требуется помощь!
- Открывается мастерская! и др.
· Кто меня видит – топните ножкой,
· Кто меня слышит – хлопни в ладошки!
· Раз, два, три – все ко мне скорей беги!
· Раз, два, три, четыре, пять – будем весело играть!
· Руки вверх поднимай скорей, чтобы было веселей! Вот это да! Сколько много у нас ребят! А эти ребята любят играть?
· Кто любит мультфильм….. (название популярного или любимого в данной группе детей мультфильма) подойдите, пожалуйста, ко мне. У меня ДЛЯ ВАС есть интересное предложение!
· Очень хочу с вами посекретничать…
· Интересно, кто отгадает, что у меня в волшебной коробочке?
· Педагог вносит предмет (микроскоп, мяч, гимнастическая палка и т.д.) как сюрпризный момент:
- Кто знаком с эти предметом? Ого! Нас много (мало)!
- А интересно, кто знает, для чего он нужен? Спасибо!
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
|
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос и перечислили варианты |
- Хотите узнать? А что нужно делать, когда хочешь что-то узнать? |
Хотите, я покажу вам еще одну веселую (классную, прикольную) игру с ………? (назвать предмет)? |
· При утренней встрече детей педагог приклеивает к одежде ребенка сигнальный значок (кружок, звездочка, солнышко и т.д.) со словами:
- Разреши, я прикреплю к твоей одежде такую интересную штуку? Для чего она нужна - узнаешь позже! Это – сюрприз! Сегодня у нас будет интересный день!
Затем, в удобный момент педагог обращается к детям:
- Приглашаются ребята на солнечную полянку и звездную полянку! Подумайте, друзья, кого из вас на какой полянке ждут!
- На солнечной полянке сегодня праздник урожая…..
- На звездной полянке сегодня…
Памятка № 2«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»
1. Создать проблему
- Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи - ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы точно не знают и дождаться реплики «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от детей, предложения изучить эту сказку и так далее …)
2. Подключить органы чувств
Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог:
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос |
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
Какая музыка нравится тебе? |
О чем вы думаете, когда слышите эту музыку? |
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
3. Провоцировать.
· В зимний период года дети собираются на прогулку
- Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
- Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
4. Просить помощи.
· Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой….. (дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
· Дорогие мои друзья, в нашем детском саду (городе, царстве – государстве, и т.д.) произошла неприятность (выдержать паузу, дождаться первого вопроса детей, сообщить что случилось)
- Что будем делать?
Памятка № 3 «Как быть, если ребенок захотел включиться в совместную деятельность, которая уже начата (завершается) ?»
Шаг 1. Ответьте для себя на следующие вопросы:
- Вам важно, чтобы ребенок НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, не почувствовал себя лишним и ненужным?
- Вам важно, что ребенок все же захотел играть вместе с вами?
- Вам важно показать поведенческий пример для своих воспитанников?
Если Вы ответили утвердительно, на эти вопросы, то переходите шагу № 2 |
Если Вы ответили отрицательно, хоть на один из вопросов, задумайтесь, а правильно ли вы выбрали профессию |
Шаг 2. Примените одну из предложенных речевых «формул» или придумайте собственную:
1. «Ой, как здорово! К нам присоединился Миша! Давайте расскажем ему, чему мы занимаемся (занимались). Хочешь с нами?»
2. «Мне очень приятно, что Катюша захотела с нами играть! А вам, друзья?»
3. «Я вижу, тебе тоже стало интересно узнать…»
4. «Ты пришел нам помочь? Как вовремя!»
5. «Посмотрите, какая увлекательная игра у нас получилась, что даже Ванечка отложил все свои дела и присоединился к нам. Мы на это надеялись и приготовили для тебя необходимый материал»
6. «Маша пришла! Нам как раз тебя не хватало! Присоединишься к нам?»
7. «Верочка, мы с ребятами очень рады тебя видеть! К сожалению, мы уже заканчиваем лепить (рисовать и т.д.), но очень хотим тебя попросить помочь нам это оформить. Сможешь?»
ВАЖНО:
· иногда хватит одного Вашего взгляда, чтобы, не смотря на все слова, сформировать у ребенка ощущение, что он помешал и здесь не нужен!
· иногда хватит одного Вашего взгляда, приглашающего ребенка в игру, чтобы малыш отказался от своего первоначального намерения и присоединился к вашей деятельности.
Памятка № 4 «Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности?»
Шаг 1. Выберите обращение к ребенку (детям), из предложенных ниже или придумайте свое:
Дети, раннего возраста
|
Дети дошкольного возраста |
Цыплята
Зайчата
Крошки
Богатыри и дюймовочки
Рыцари и принцессы
Дочки и сыночки
Девчонки и мальчишки
Солнышки
|
Знайки и умейки
Юные друзья
Умники и умницы
Девчонки и мальчишки
Почемучки
Дочки и сыночки
Богатыри и дюймовочки
Рыцари и принцессы
|
ВАЖНО: соотносить обращение с возрастом и полом ребенка!!!
СОВЕТ: при желании или необходимости добавьте притяжательное местоимение «МОЙ», «МОЯ», «МОИ»
Шаг 2. Присоедините к обращению следующую речевую «формулу»:
- Ты можешь заниматься сейчас чем хочешь, но помни, у нас есть правило: «Играя, не мешай, не шуми и не ломай!»
- Подумай немножко, посмотри на нас и может тебе захочется быть с нами. Договорились? (можно даже пожать руки в знак партнерских отношений).
- А как же мы без тебя, ведь мы так на тебя рассчитывали, только ты можешь нам помочь в …(игре, ситуации, на прогулке)!
- Тогда у тебя будет ответственная роль, ты будешь…(педагог называет любую роль, соблюдая полоролевой принцип). Что тебе для этого нужно?
- А тебе не будет скучно одному?
- Как жаль, что ты не узнаешь...
- А ты не хотел бы помочь (указать кому)…
- А вдруг твой совет окажется самым важным?…
- А как же мы без тебя справимся?
- А может быть, ты присоединишься к нам позже?
ВАЖНО: понимать, что если детей, желающих принять на себя данную роль, окажется несколько или большинство, то педагогу надо будет переключиться в другое мероприятие, подхватывая детскую инициативу!
- Подумай, что тебе мешает присоединиться к нам? Ты можешь вернуться к этому позже?
В случае если ребенок дал отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос |
В случае если ребенок дал положительный ответ на выше обозначенный вопрос |
Тогда узнай что-то новое сам, а потом нам расскажешь! |
Хочешь узнать, что мы будем делать с … (назвать предмет)? |
· Педагог предлагает ребенку импровизированный рюкзачок
- Тогда ты мне можешь мне помочь. Собери в него все интересные дела, какие только у тебя есть! А потом мы вместе, если ты захочешь, покажем их всем ребятам! Ты можешь взять любые материалы, если они тебе понадобятся. Договорились?
СОВЕТ: в знак скрепления партнерских отношений можно пожать руки.
Речевые «формулы» оценивания
Кому адресовано |
Похвала |
Порицание |
Всем вместе |
- Вы сегодня порадовали меня (результатами, поведением и т.д.) - Поработали от души, но хотелось бы (кто-то) был поактивнее. Но как вы думаете, кто был самым активным?
- Какие молодцы! (Если 100% успех)
- Вы сегодня просто герои (победители)! Такие целеустремленные…
- Вы сегодня показали, какие вы доброжелательные… (при оценивании коллективной деятельности) Я горжусь вами!
- У вас хорошо получается!
- Замечательно! Мне нравится ваша реакция…
- Мне понравилось, как вы справились с заданием.
- Я вам благодарна за ваше настроение! - Сегодня мы с вами сделали очень много…
- Наша работа сегодня была очень полезной. Как вы думаете в чем (чем)?
- Многие из вас работали хорошо. Как вы думаете, кому постараться (доделать, переделать) эту работу в следующий раз?
- Мне нравиться, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? - Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Ваш поступок привел меня в восхищение!
- Мне кажется, вы можете сделать лучше.
- Работа была очень трудная (сложная), поэтому нам кое-что не удалось…. (но многое у нас получилось) |
-Я огорчена тем, что плохо покушали (сильно кричали)
- Я расстроилась из-за вашего поступка…
- Как вы думаете, почему я расстроилась? - Я не ожидала такого вашего отношения ….
- Я рассчитывала на другой результат…
- Как вы думаете, почему сегодня не все участвовали?
- Я считаю, что вы умеете лучше. А что вам помешало? …. Погода? ….Плохое настроение?
- Как вы считаете, вы справились со своим заданием? Только честно!
- На сколько аккуратно (красиво, верно) вы справились со своим заданием? (указать критерии «на сколько») - Ребята, а как вы думаете, для чего вы так поступили?
- Как вы думаете, почему мы мало сделали?
- Работа была очень трудная (сложная) поэтому нам кое-что не удалось… |
Мальчикам |
- Что у тебя не получилось сегодня на твой взгляд?
- Ты сегодня герой дня!
- Как ты сегодня смело поступил!
- Ты сегодня был очень отзывчив!
- Ты сегодня совершил мужественный поступок!
- Замок из пластилина, который ты сделал, такой красивый!
- Я вижу, что ты сам…. (сделал какие то действия)
- Ты сегодня не позволил обидеть девочку. Ты показал, что ты хороший и смелый мальчик!
- Ты настоящий: герой, рыцарь, защитник!
- Я тобой горжусь, ты сегодня ….
- Я думаю, в следующий раз у тебя обязательно получится….
- Ты настоящий художник (поэт, строитель)!
- Ты очень любознательный!
- Ты настоящий капитан!
- Какой же ты сегодня джентльмен! |
- В чем бы ты мог сегодня быть смелее? И почему?
- Я считаю, что ты не очень хорошо себя вел (указать определенную ситуацию)
- А как ты считаешь, как надо было поступить в этом случае?
- Я огорчена, ведь я знаю, что ты можешь вести себя по-другому…. (что ты можешь быть настоящим другом).
- Мне кажется, твой поступок не очень красив…
- Ты можешь сделать лучше, когда захочешь (когда стараешься) |
Девочкам |
- Какая ты у меня умничка!
- Какая ты хозяюшка. Как ты мне сегодня помогла!
- Твой рассказ меня тронул…
- Я вижу, что ты сегодня (старалась….)
- Ну как? Тебе понравилось (что ты сделала)? Мне – очень!
- Как хорошо, что ты помогла своей подруге!
- Настоящая принцесса, красавица, звездочка…
- Какая ты сегодня эмоциональная!
- Ты сама это сделала?
- Ты умница, ты сделала здорово! - Ты настоящий стилист (врач, учитель и т.д.)!
- Твоя скромность очень украшает тебя!
- Ты волнуешься напрасно, у тебя все получается….
- У тебя сегодня настроение как у погоды! Нежное и солнечное…
- Не переживай! В следующий раз получиться лучше! Что тебе нужно для этого?
- Ты у меня самая лучшая помощница! |
- Ты всегда такая опрятная…. Разве тебе не хочется исправить это?
- Ты всегда такая аккуратная, но что сегодня случилось?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (помогла своей подруге) А могла бы?
- Как ты думаешь, ты сделала хорошее дело? (бросила фантик на землю) А могла бы его не делать? А если тебе захочется в следующий раз так сделать, о чем ты подумаешь? |