Инновационный проект - 2013
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа "Город Архангельск" "Детский сад комбинированного вида № 123 "АБВГДейка"

Инновационный проект - 2013

 

 

Проект  «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБЕГИ»

 

АКТУАЛЬНОСТЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБЕГОВ»:    

       «Необходим новый уровень экологических знаний людей. На всем пути воспитания и обучения человека - от детского сада до вузов – экологические знания должны иметь высший приоритет»

А.Яблоков, академик РАН

            В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.

            В период дошкольного возраста у ребенка закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослого он начинает осознавать ее как общую ценность для людей.

            Многие выдающиеся мыслители и педагоги  отмечали большое значение природы как средства воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К.Д.Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу» чтобы сообщать им доступное и полезное для их умственного и словесного развития. М.М.Марковская писала о том, что «природа делает человека добрее, мягче, будит в нем лучшие качества».

К сожалению, на практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически и не используют их в практической деятельности. Причиной этому может быть то, что очень часто экологическое воспитание ограничено только пассивным созерцанием. Можно наблюдать такую ситуацию: зная, что дерево живое, дети срывают с него листочки, «охотятся» за насекомыми и наносят им вред.

Причиной также может быть и недостаток положительных, эмоционально окрашенных связей с природой (экологических представлений) которые становятся фундаментом истинной экологической воспитанности детей.

           Кроме этого неиспользование детьми экологических знаний на практике может быть связано с экологической безграмотностью родителей,  с тем, что они не поддерживают направления экологического воспитания детей, с влиянием на детей образцов поведения старших (взрослых, подростков). Как часто можно услышать советы родителей: «Брось мусор в кусты!», «Какие красивые цветы! Нарви букет!» и т.д.

На наш взгляд, без активного включения всех участников образовательного пространства (детей, педагогов и родителей) в активную практическую природоохранительную деятельность экологическое воспитание дошкольников не может быть успешным.

Раньше отсутствие должной преемственности между детским садом, школой и другими социокультурными учреждениями поселка Цигломень в вопросе экологического воспитания приводило к печальным последствиям: наши выпускники ломали на территории детского сада молодые саженцы деревьев, разрушали постройки, оставляли непристойные надписи на верандах, загрязняли территорию (бросали бумагу, бутылки и т.д.).

      Сейчас в нашем детском саду выстроена система работы по экологическому воспитанию дошкольников, таким образом, чтобы повысить экологическую грамотность родителей, педагогов, детей, обеспечить пропаганду экологических знаний и привлечь к активной природоохранительной деятельности. Мы организуем экологическое воспитание в нашем детском саду так, чтобы оно способствовало развитию у дошкольников активности, помогало пробудить сочувствие и понимание потребностей живых организмов. С этой целью проводим в детском саду «экологические забеги» – акции.

 

              

ЦЕЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБЕГОВ»:

Создание  условий  для формирования основ экологического воспитания детей дошкольного возраста (3-7 лет) через систему специальных мероприятий – «экологических забегов» (акций) с целью полноценного комплексного развития и воспитания активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Повысить экологическую грамотность детей, родителей, педагогов,  обеспечить пропаганду экологических знаний и привлечь к активной природоохранительной деятельности;

2. Установить сотрудничество с учреждениями социума в реализации «экологических забегов»;

2. Разработать и реализовать систему мероприятий по воспитанию активных экологов: 9 «экологических забегов»- акций.

 

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА:

К участию в «Экологических забегах» (акциях) привлекаются не только участники нашего образовательного пространства (дети, родители и педагоги), но и  различные организации посёлка Цигломень (школы – МБОУ СОШ №73, МКОУ ООШ №69, Молодёжный Совет КЦ Цигломень)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБЕГОВ»:

     «Экологический забег» - это активное включение дошкольников совместно с родителями и педагогами в природоохранительную деятельность. При этом, общение с природой педагоги  начинают не с запретов и рассказов о негативных последствиях в случае их нарушения. Они предлагают ребятам образец поведения: так можно и нужно делать. И дошкольники начинают понимать, что они могут творить добро не когда-то в будущем, когда "станут большими", а сегодня, сейчас.

       «Экологические забеги» - это акции, которые проводятся  согласно плану детского сада и  уже стали нашими традициями. На стенде и сайте ДОУ, на доске объявлений Дома быта, магазинов, Культурного Центра, в газете «В стране АБВГДейка» размещается реклама «экологического забега», призыв  к участию в акции, информация о значимости данной акции. Каждая акция – это своего рода праздник для детей, для нас, для окружающих.

          Первый «экологический забег», проводится в октябре и посвящён Международному Дню защиты животных (4 октября) – акция «Защитим животных!»  В рамках этого «забега» организуется выставка рисунков «Я тоже жить хочу!» Дети знакомятся с животными, которые занесены в Красную книгу и изображают их. Акция  проводится очень интересно- в форме игровой «Пресс-конференции»: часть детей выполняют роли редких животных, другая часть детей – роли корреспондентов. Родители участвуют в пресс-конференции, как зрители. Вместе с родителем и педагогом ребёнок готовит рассказ о себе (о животном, роль которого он выполняет). На пресс-конференции он представляет себя, а затем отвечает на вопросы «корреспондентов». Даже такие детские вопросы: «Скажите, пожалуйста, уссурийский тигр, у Вас много друзей? «Как поживают Ваши детки, белый медведь, и роете ли Вы себе берлогу?» и т.д., не только развивают связную речь дошкольников, но и учат бережному, охранительному отношению к животному миру.

Или… Знаете ли Вы, что пластиковые бутылки и пакеты могут в скором времени привести нашу планету к экологической катастрофе. Это связано с тем,  что полиэтилен,  из которого изготавливают пластиковые бутылки и пакеты,  не гниёт даже за десятки лет, а просто замусоривает почву. Об этом стоит задуматься каждому.

Мы задумались… И ежегодно в октябре - ноябре проводим второй «экологический забег» -  акцию «Вторая жизнь пластика», посвящённую Дню вторичной переработки сырья (15 ноября). Все привлекаются к изготовлению поделок из пластика для оформления групповых помещений ДОУ и прогулочных участков. Надо сказать, вторая жизнь у пластика получается просто замечательной. Поражает творчество, фантазия, креативный подход участников акции. Какие изумительные поделки получаются, аж захватывает дух!!! Это чудесные цветы: лилии, астры, колокольчики… А вот порхают над ними чудо - насекомые: стрекоза, весёлые пчёлки. Это и поделки на тему «Африканские мотивы»: вот невеста – негритянка отдыхает под пальмой,  недалеко пасётся симпатичная зебра. Это и разнообразные украшения, шкатулки, пеналы... Девчонок порадовал мягкий диванчик для Барби, Барби-автомобиль, весёлые мышата, свинки, котята, осьминожки, лягушата. А замечательная плетёная шляпка, украшенная бисером, прекрасно смотрится и на кукле, и на девчонке Арише.  «Шляпку маленькой барышни» изготовила семья Захаровой Арины. Этот атрибут поможет ей почувствовать себя маленькой принцессой  и непременно пригодится в играх-драматизациях. Мальчишек впечатлило большое количество игрушечного транспорта – пароходы, машинки, самолёты.  Совочки и чудесная метёлочка, изготовленная молодым педагогом Федькушовой Надеждой Вячеславовной из пластиковых бутылок – чудесные атрибуты  для игр малышей на прогулке. Ну, а плетёная из пластика ёлочка и корзинка Блузнова Семёна – это просто восторг!  Вот мышонок Мезенова Ивана из группы «Неваляшка» изготовлен из пробки; вот дама с собачкой, изготовленная из пластиковой бутылки Чесноковым Кириллом, воспитанником группы «Погремушка и его мамой Анной Васильевной, вот чудо-дерево из пенопласта и бумаги  Кореева Михаила, воспитанника группы «Незнайка» и ещё много-много чудесных работ.

Ежегодно по итогам акции оформляется  выставка творческих работ и организуется независимое голосование.  Самое большое количество баллов при независимом голосовании в 2011-2012 году получила поделка «Кораблик», изготовленная Федоренко Никитой (группа «Петрушка») и его бабушкой Валентиной Сергеевной – самыми активными участниками акции. На втором месте – ёлка, представленная группой «Мишутка», на третьем – «Пальма» Торопыгиной Анны из группы «Незнайка».

Лучшими работами по итогам голосования в 2012-2013 учебном году  были выбраны три поделки: собачка из полиэтиленовых пакетов семьи Прасловой Светланы (группа «Мальвина») и замечательная игрушка-каталка для малышей, изготовленная воспитателем Седаковой Татьяной Анатольевной. Эти работы были представлены на городскую акцию в рамках «Экомарафона», посвящённую Дню вторичной переработки.

             Третий «экологический забег» проводится в ноябре - акция «Чистый воздух». В рамках этой акции с дошкольниками проводится опытно-экспериментальная  деятельность в экологическом классе по темам: «Из чего состоит воздух», «Воздух-невидимка», «Воздушные шарики», «Свойства воздуха», «Воздух и здоровье»  и другие. 

        Педагоги и родители в рамках акции «Чистый воздух» привлекаются к участию в конкурсе презентаций, посвящённых 17 ноября – Международному  дню отказа от табака. Все участники данного конкурса награждаются дипломами, лучшие презентации демонстрируются на родительских собраниях и заседания родительского клуба «Здоровеюшка».

         В 2012-2013 г.г. 1 место жюри единогласно присудило  презентации воспитателя группы «Петрушка»  Сухоруковой Натальи Алексеевны. Всех очень впечатлило стихотворение, автором которого является сам педагог. К созданию презентаций привлекаются и дети. Например, чтение стихотворения о вреде курения, разыгрывание сценки и т.д.

         Совместно со школами проводится мероприятие для родителей и детей – «Территория свободная от курения», «Мама, папа, я – здоровая семья!» с элементами эстафет, конкурсов и т.д.

         Четвёртый «экологический забег» проводится в преддверии Нового года - акция «Сбережём ёлочку!». Объявляется конкурс карикатур «Не рубите ёлочки!» и конкурс авторских стихов, посвящённых защите лесов от вырубок. Родители, педагоги и дети принимают в нём активное участие. Карикатуры сопровождаются лозунгами: «Не руби сук, на котором сидишь!» «А ты посадил эту ёлочку?» «Маленькие ёлочки стать большими елями хотят!» Оформляется материал о том, как долго растут ели и сосны, приводятся статистические данные об ежегодных вырубках. Обращается внимание на то, что, простояв несколько дней, купленные «живые» деревья выбрасываются на улицы, или, в лучшем случае, вывозятся на свалки. Большая часть срубленных деревьев, так и не найдя своего покупателя,  вырубается зря! Также вывешивается стенд с фотографиями, на который дети изображены со своими искусственными ёлочками, которые они украшают под Новый год, а также авторскими стихами родителей и их детей, призывающими сохранить леса от вырубок.

    Акция проходит в форме праздника  и прогулочного похода. Разыгрывается театральное действо: ребёнок в костюме ели убегает от  лесоруба с топором: «За что? Почему вы хотите срубить меня? Я погибну… за что?». Айболит рассказывает лесорубу, что дереву будет очень больно, и ни какие лекарства ему уже не помогут – ель погибнет, а в лесу могут остаться одни пеньки.  Айболит и «зелёные человечки» спасают ель и предлагают детям придумать, как лесорубу не рубить деревце и радостно встретить новый год.  Лесоруб соглашается никогда не рубить деревья. «Зелёные человечки» и девочка-ёлочка рассказывают ребятишкам в стихах о том, почему нужно сохранять ёлочки. Проводится много весёлых конкурсов, игр под озорную песенку, которую исполняет Скрипкина Варя, «Ёлочкам не холодно зимой». В конце зелёные человечки дарят всем детям зелёные шарики - символы не срубленной, сохранённой ёлочки.

           Дети и родители вместе с педагогом по экологическому воспитанию, социальным педагогом и воспитателями совершают прогулки по улицам Цигломени в рамках акции «Сбережём ёлочку!». Они выходят с плакатами, показывающими трагичность состояния наших лесов и призывающими не рубить ели в лесу. Всем прохожим дети раздают листовки и бумажные ёлочки, которые изготавливают сами. В листовках также отражаются лозунги акции. На дорожках к лесу расставляются экологические знаки, запрещающие вырубки леса, изготовленные педагогами и детьми.

         Очень надеемся, что наша акция «Сбережём елочку!» заставляет задуматься людей, а кого-то останавливает от похода в лес за ёлью. Проведённое анонимное анкетирование в 2013 году показало то, что 90% семей наших воспитанников встречают Новый год с искусственной елью.

           В январе – февраля проводится пятый «экологический забег» - акция «Покормите птиц!» Зима - любимое время года для многих из нас. Можно кататься на санках и  лыжах, строить снежные крепости, гулять по зимнему лесу! Но для всех ли зима - такое весёлое время? Наступление холодов – тяжелое испытания для наших маленьких пернатых друзей. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Кто же может помочь бедняжкам-птицам? В начале  января у нас в детском садике открывается «Мастерская Лесовичка» дети дошкольного и младшего школьного возраста вместе с родителями и педагогами изготавливают кормушки для птиц из бросового материала (пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т.п.) Природоохранный эффект в результате получается двойным: помощь птицам и «вторая жизнь» бросового материала. Выбирается самая оригинальная «Столовая для пернатых». Изготавливаются  таблички с информацией о том, чем можно и нельзя кормить птичек. Дошкольниками совместно с родителями, педагогами и членами Молодёжного Совета изготавливаются плакаты с призывом «Покормите птиц!». Они вывешиваются в детском саду,  на стендах различных учреждений.  Открытие акции проходит празднично - все выходят на улицу с кормушками для птиц и табличками. Лесовичок сообщает о том, что птицам с каждым днём труднее находить корм. Им бывает очень голодно. Айболит советует, чем можно и чем нельзя кормить птиц, какой корм может вызвать болезни птиц.

            Дети и педагоги развешивают в разных местах посёлка кормушки, раздают прохожим листовки, призывающие подкармливать птиц. В листовках указан и план расположения в посёлке «птичьих столовых». 

          Ежедневно воспитанниками осуществляется подкормка пернатых, наблюдения и фиксация в дневниках наблюдений того, какие птицы прилетали к кормушке, какой корм они предпочитают и т.д., оформляются фоторепортажи.

          С какой же радостью птицы  посещают наши кормушки с крошками, кусочками хлеба, пшеном, пшеничной крупой! Как громко они  благодарят наших участников акции за внимание, добросердечие. А такой потрясающий воспитательный эффект для дошколят! Ребятишки с удовольствием помогают маленьким пернатым друзьям зимой! Приглашают этих милых и забавных птичек к себе в гости, чтобы полюбоваться и досыта накормить в это трудное для них время!

         Также ежегодно дети с родителями и педагогами выезжают на Всероссийскую акцию «Покормите птиц!»  и вывешивают кормушки с эмблемами детского сада. В 2013 году от нашего детского сада было самое большое количество участников (39 человек).

        В марте-апреле проводится  шестой «экологический забег», посвящённый Всемирному Дню Земли (21 марта), - акция «Чистая земля – залог здоровья». Мероприятие проводится на улице. Участвуют дошкольники, школьники, родители, педагоги, члены Молодёжного Совета.

      Цель акции: объединить детей и взрослых идеей «Мы в ответе за свою планету». Для привлечения внимания, акцию ведут яркие герои Кот Леопольд и Доктор Айболит, которые в ходе праздника справляются с хулиганами – экологическим мусором. Костюмы хулиганов изготавливаются из бросового материала (пластиковые бутылки, коробки из под соков, йогуртов и т.д.) своими руками. Организуется «Экологический десант». Родители наших воспитанников,  Молодёжный Совет,  а также все присоединившиеся желающие  очищают территории посёлка от мусора, ремонтируют заборчики, закрашивают непристойные надписи и т.д.

       В апреле проводится седьмой «экологический забег», посвящённый Всемирному Дню здоровья» - акция «Быть здоровым – здорово!» На улице и в спортивных залах организуются эстафеты и семейные весёлые старты, в которых участвуют воспитанники всех групп, родители и педагоги. Всем участникам вручаются сертификаты, а победителям – медали. Оформляется фотовыставка семейных работ на тему «Здоровый дошкольник – здоровое будущее!» (занятия спортом, совместный отпуск, закаливание и т.д.)

      В мае проводится восьмой «экологический забег» - акция  «Посади своё дерево». Вместе с педагогами, мамами, папами, бабушками,  дедушками, сестрёнками и братишками наши воспитанники выходят на улицу. Открытие акции проходит очень торжественно, под музыку. Ведущая произносит вступительное слово, читает стихотворение. Воспитанники вместе с родителями приносят молодые саженцы деревьев и кустарников, и высаживают на территории детского сада. Подписывают ярлычок со своей фамилией, вешают на веточку своего деревца.
     Когда окрепнет дерево и вырастет, оно приютом станет для многих птиц и воздухом живительным напоит и тень подарит в жаркий полдень, и доброй памятью останется тому, кто посадил его. За период 2011- 2012 г.г.
87 молодых саженцев было высажено на территории детского сада: это сирень, ирга, смородина, берёзки, рябинки, сосенки и другие. К саженцам прикрепили именные таблички. Пусть наше доброе дело будет на пользу - молодые деревца, кустарники приживутся и радуют всех. Посадив своё дерево, у ребёнка не возникает и мысли сломать его. Образовалась уже целая аллея выпускников. Наши выпускники навещают свои саженцы, наблюдают за тем, как  они растут.

      В июне проводится последний «экологический забег» - «Мир похож на цветной луг!» Семьи воспитанников приносят рассаду различных цветов. На территории детского сада разбиваются цветники. Проходят соревнования на победу в номинациях «Чей цветник оригинальнее?» «Чей цветник разнообразнее?» «Чей цветник ярче?» В ходе работы в цветниках дети многое узнают о растениях, учатся правильно ухаживать за ними, учатся красиво и эстетично оформлять клумбы.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБЕГОВ»:  

1.      В ходе «экологических забегов» изменены подходы к экологическому воспитанию дошкольников: во-первых, установлены связи детского сада семьёй и с различными организациями в данном вопросе.

2.      Во-вторых, знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней;  об использовании природных богатств; загрязнении окружающей среды и т.д. дошкольники приобретают во время активной творческой, опытно-исследовательской, трудовой природоохранительной деятельности. А знания, приобретённые в практической деятельности, способствуют формированию правильного отношения к своему здоровью, окружающему миру, повышают экологическую культуру дошкольников.

3.      Разработана и реализована система мероприятий по воспитанию активных экологов: 9 «экологических забегов»- акций.  Проведённые акции - «Защитим животных!», «Вторая жизнь пластика», «Чистый воздух», «Сбережём ёлочку!», «Покормите птиц!», «Чистая земля – залог здоровья», «Быть здоровым – здорово!», «Посади своё дерево» «Мир похож на цветной луг!» - способствуют активному вовлечению дошкольников в природоохранную деятельность, привлекают большое внимание общественности к экологическим проблемам посёлка Цигломень, города Архангельска, всей страны и зарождают мысли о необходимости бережного отношения к окружающему миру.

4.       Поучаствовав в совместных праздниках, акциях дети, подростки и взрослые посёлка Цигломень стали меньше разбрасывать мусор, ломать деревья и т.д.,  возможно кого-то это даже остановило от более серьёзного проступка. Повысилась экологическая грамотность и для дошкольников появился положительный образец поведения взрослых и подростков в отношении к окружающему миру, к себе, к природе.

Всё это  способствует формированию основ экологического воспитания у дошкольников и воспитания активной жизненной позиции в будущем  в решении городских социально-экологических проблем.

 Презентация

 

Дата последнего обновления страницы 05.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения