Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

 

 

Профилактика насилия

 

 

В настоящее время проблемой во всем мире стало жестокое обращение родителей и иных взрослых с детьми, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними.

Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям.

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятия следующих мер:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
  • организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

   Права определяются Конвенцией ООН о правах ребенка (по Конвенции ребенком признается каждый человек, не достигший 18 лет). Согласно этому международному документу, ребенок имеет право: на жизнь; уровень жизни, необходимый для полноценного развития; свободное выражение своих взглядов и мнения; свободу мысли, совести и религии; всестороннее участие в культурной жизни; защиту от экономической эксплуатации; образование; доступ к надлежащей информации; обращение в органы правосудия; защиту от сексуальной эксплуатации, злоупотреблений и небрежного обращения.

   За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права.

 

 

   Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Виды насилия:

1.     Физическое насилие - жестокость и другие целенаправленные антигуманные действия, причиняющие боль ребенку и препятствующие его развитию.

2.     Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для вовлечения ребенка в сексуальную деятельность. Использование детей для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятие проституцией.

3.     Эмоциональное (психическое) насилие - ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, нарушение доверия ребенка.

4.     Пренебрежительное отношение - не удовлетворяются жизненные потребности ребенка в жилье, пище, одежде, лечении. А также оставление детей без присмотра.

Все  формы  насилия  в  той  или  иной  степени  сопряжены  с эмоциональным насилием.

К эмоциональному (психическому) насилию над детьми относятся:

  • угрозы  в  адрес  ребенка,  проявляющиеся в словесной форме без применения  физической  силы;  оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика;
  • лишение  ребенка  необходимой  стимуляции,  игнорирование  его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к  ребенку  чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
  • преднамеренная  изоляция  ребенка,  лишение  его  социальных контактов;
  • вовлечение  ребенка  или  поощрение  к  антисоциальному  или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.)

 

Особенности детей, подвергающихся насилию:

  • задержка психического развития;
  • невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость;
  • низкая самооценка;
  • эмоциональные  нарушения  в  виде  агрессии,  гнева  (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние;
  • избыточная потребность во внимании;
  • депрессия, попытки суицида;
  • неумение  общаться  со  сверстниками  (заискивающее  поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность);
  • ложь,  воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное) поведение;
  • нервно-психические  и  психосоматические  заболевания: неврозы, энурез,  тики,  расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.).
  • боязнь  родителей  или  взрослых; 
  • редкие проявления  радости, плаксивость.

  

   Ребенку  необходимо  разъяснить,  что,  хотя  воспитанные  дети и должны  уважать  взрослых,  не  следует  подчиняться каждому взрослому только  из-за  того,  что  тот  старше  и вправе требовать послушания.    Иногда  это  может  быть  опасно  и  привести   к  беде. 
Личная неприкосновенность  является  правом  каждого  человека. Нужно научить ребенка  твердо  говорить  "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность  так  же,  как  его  учат закрывать дверь, когда он моется в ванной. Родители  должны  поддерживать  со  своими  детьми доверительные отношения.


   Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, когда ребенок  может  свободно  обсуждать со взрослыми любые проблемы.
   От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать  детей,  когда  они  рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях;  задавать  ребенку  вопросы  о  его  переживаниях,  страхах и огорчениях; поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которые помогают избежать беды.


 

 

Взаимоотношения с посторонними

Ребенок  может  попадать  в  опасные  ситуации  при  контактах  с посторонними.  В  каждой  семье  должны  быть  установлены  правила безопасности,  которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне его:

  • входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать  дверь  посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
  • самым  безопасным  ответом  ребенка  по телефону, когда он дома один,  может  быть  фраза,  что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей  нет дома;
  • несовершеннолетний  должен знать, кому из друзей или соседей он может  позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
  • рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
  • нужно  научить  ребенка пользоваться телефоном-автоматом, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
  • если  ребенок  регулярно  ходит  в  определенные  места (школа, магазин,  спортивная  секция  и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут.

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"