Образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка» разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»/
Цели Программы:
1) разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций (обязательная часть в соответствии с ФОП ДО);
2) совершенствование развития ребенка с учетом индивидуальных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) (часть, формируемая участниками образовательных отношений).
Программа основывается на комплексно-тематическом подходе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой учреждения.
Рассмотрение и корректировка Программы осуществляется 1 раз в год, утверждается на Педагогическом совете ДОУ.
В образовательной программе учитываются специфические климатические особенности севера России, к которому относится Архангельская область.
В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, используются:
- программа «Мой край родной» / составители: Шехурина Е.В., Кучинская Н.П., Сухорукова Н.А., Юшманова Т.А., Калитина В.В., 2015. В ходе реализации программы дошкольники знакомятся с малой родиной – посёлком Цигломень, городом Архангельском, северными традициями, праздниками, известными людьми и т.д.
- парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой. Программа ориентирована на то, чтобы дать детям необходимые знания об общепринятых человеком нормах поведения, сформировать основы экологической культуры, ценности здорового образа жизни, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте.
- авторские парциальные программы педагогов.
Содержательные и организационные аспекты формируемой части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно-эстетическое и познавательное развитие воспитанников, поддержку детской инициативы и свободной спонтанной игры.
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, определено с учётом традиций и особенностей деятельности образовательной Организации как 60% и 40%, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые учреждением по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от одного года до семи-восьми лет.
Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру. Описаны вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы, содержание коррекционно-развивающей работы, способы и направления поддержки детской инициативы.
Описаны направления, формы, способы и методы взаимодействия детского сада и семьи.
Организационный раздел программы содержит описание:
- материально-технического обеспечения Программы,
- психолого-педагогических, финансовых, кадровых условий реализации Программы,
- обеспеченности учебно-методическими материалами и средствами обучения и воспитания,
- режима дня,
- особенности традиционных событий, праздников, мероприятий ДОУ, такие, как торжественная линейка, посвящённая Дню знаний (1 сентябрь); ярмарка «Что нам осень подарила» (сентябрь) и др.
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, в том числе сетевое взаимодействие Организации с учреждениями социума.
Дополнительным разделом Программы, который представлен в самом конце, является текст ее краткой презентации.
Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.